Вступительное испытание

Кодификатор содержания и оценки

Каждый вариант вступительных испытаний включает 16 заданий, из которых 15 заданий с кратким ответом, 1 задание с развернутым ответом.
В начале варианта помещен текст.
Задания 1–3 и 16 делаются на основе текста.
Задания 4–15 представляют собой тесты на использование орфографических и пунктуационных правил.

Содержание заданий

Задание 1. Определение грамматической основы предложения.
Задание 2. Определение вида односоставного предложения.
Задание 3. Поиск типа обособленного члена предложения (определения или обстоятельства).
Задание 4. Безударные гласные корня: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.
Задание 5. Написание НЕ с различными частями речи.
Задание 6. Правописание падежных окончаний имен существительных и приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Задание 7. Правописание Н и НН в различных частях речи.
Задание 8. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Задание 9. Правописание производных предлогов и наречий.
Задание 10. Пунктуация однородных членов предложения.
Задание 11. Пунктуация деепричастного и причастного оборотов.
Задание 12. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Задание 13. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Задание 14. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Задание 15. Пунктуационная дифференциации типов сложных предложений.
Задание 16. Развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос по исходному тексту. Минисочинение объемом от 100 слов.

Оценка выполнения заданий

Задания 1–15 оцениваются по первичному баллу: правильно – 1 балл, неправильно – 0 баллов.
Максимальное количество баллов за задания с кратким ответом – 15.
Задание с развернутым ответом оценивается по следующим критериям:
При объеме 100 и более слов:

  1. Убедительность рассуждений. Убедительно – 2 балла, частично убедительно – 1 балл, неубедительно – 0 баллов.
  2. Аргументация своего мнения. Приведено 2 состоятельных аргумента – 1 балл, приведен 1 состоятельный аргумент – 1 балл, не приведено состоятельных аргументов – 0 баллов.
  3. Логика и стилистическое единство текста. Логика и стилистическое единство текста соблюдены – 2 балла, логика и стилистическое единство текста соблюдены частично – 1 балл, логика и стилистическое единство текста не соблюдены – 0 баллов.
  4. Орфографическая грамотность: нет ошибок – 2 балла, 1-4 ошибки – 1 балл, 5 и более ошибок – 0 баллов.
  5. Пунктуация: нет ошибок или 1 ошибка – 2 балла, 2-4 ошибки – 1 балл, 5 и более ошибок – 0 баллов.
  6. Грамматика: нет ошибок – 2 балла, 1-2 ошибки – 1 балл, 3 и более ошибок – 0 баллов.
  7. Речевое оформление: нет ошибок или 1 ошибка – 2 балла, 2-3 ошибки – 1 балл, 4 и более ошибок – 0 баллов.
  8. Фактологическая точность и этика. Фактических ошибок или нарушений этических норм нет – 1 балл, фактические ошибки или нарушения этических норм отмечены – 0 баллов.

Максимальное количество баллов за выполнение задания с развернутым ответом – 15.
При объеме развернутого ответа от 60 до 99 слов оценки по всем показателям снижаются на 1 балл от максимально возможных.
Развернутые ответы менее 60 слов не проверяются и оцениваются 0 баллов.
Максимальное количество баллов за выполнение всей работы – 30.
Оценка ЗАЧТЕНО выставляется за работы абитуриентов, набравших 15 и более баллов.
Время выполнения работы 90 минут.


ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

Вариант 1

(1) Через некоторое время за Ваней пришёл солдат и отвёл его в другой блиндаж на допрос.
(2)…Ваню поставили перед столом, и он тотчас увидел на столе свой компас и свой букварь, развёрнутый как раз на том месте, где он пытался нарисовать план местности с речкой, мостом и рощей, той самой рощей, где он теперь находился.
(3) Женщина быстро надела очки – золотые очки с толстыми стёклами без оправы, – высморкалась в маленький кружевной платочек и сказала голосом учёного скворца на деланно правильном русском языке:
– (4) Поди сюда, мальчик, и отвечай на все мои вопросы. (5) Ты меня понял? (6) Я буду тебя спрашивать, а ты мне отвечай. (7) Не так ли? (8) Договорились?
(9) Но Ваня плохо понимал, что ему говорят. (10) В голове у него ещё гудело после драки с солдатами. (11) В глазах было темновато. (12) Скрученные за спиной руки набрякли и сильно болели в локтях.
– (13) Мальчик, ты страдаешь?
(14) Ваня молчал.
– (16) Развяжите паршивцу руки, – быстро сказала она по-немецки и прибавила по-русски с улыбкой, обнажившей золотой зуб: – (16) Развяжите ребёнку руки. (17) Он обещает исправиться. (18) Он больше не будет драться с нашими солдатами и кусать их. (19) Он погорячился. (20) Не так ли, мальчик?
(21) Ване развязали руки, но он молчал, бросая вокруг исподлобья быстрые взгляды.
– (22) А теперь… – сказала немка, продолжая кротко показывать золотой зуб, – а теперь, мальчик, подойди к нам поближе. (23) Не бойся нас. (24) Мы только тебя будем спрашивать, а ты только будешь нам отвечать. (25) Не так ли? (26) Итак, скажи нам: кто ты таков, как тебя зовут, где ты живёшь, кто твои родители и зачем ты очутился в этом укреплённом районе?
(27) Ваня угрюмо опустил глаза.
– (28) Я ничего не знаю. (29) Чего вы от меня хотите? (30) Я вас не трогал, – сказал он, всхлипывая. – (31) Я коня своего искал. (32) Насилу нашёл. (33) Целый день и целую ночь мотался. (34) Заблудился. (35) Сел отдохнуть. (36) А ваши солдаты стали меня бить. (37) Какое право?
– (38) Ну-ну, мальчик. (39) Не следует так грубо разговаривать. (40) Солдаты исполняли свой долг и тоже немножко погорячились, не больше. (41) Но мы хотим знать, кто ты таков, откуда, где твои родители – отец, матушка?
– (42) Я сирота.
– (43) О! (44) Бедный ребёнок. (45) Твои родители умерли, не так ли? – (46) Они не умерли. (47) Их убили. (48) Ваши же и убили, – сказал Ваня со
страшной, застывшей улыбкой, смотря в толстую переносицу немки, на которой блестели мелкие капельки пота.
(49) Немка засуетилась и стала вытирать платочком пористый нос.
(По В.П. Катаеву)

  1. Выпишите грамматическую основу из предложения 49.
    Ответ: ___________
  2. Определите тип односоставного предложения (предложение 11). Запишите вариант ответа.
    1) Назывное
    2) Безличное
    3) Определенно-личное
    4) Неопределенно-личное
    Ответ: _____
  3. Укажите вариант ответа, где в предложении есть обособленное распространенное согласованное определение. Запишите номер ответа.
    1) Предложение 4
    2) Предложения 22
    3) Предложения 2
    4) Предложения 48
    Ответ: _
  1. Укажите вариант ответа, где в слове пропущена буква А. Запишите номер ответа.
    1)  яг..дный
    2)  зам..розить
    3)  обм..кнуть (в краску)
    4)  пол..жение
    Ответ: __
  2. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется слитно. Запишите номер ответа.
    1) Я сидела, бессмысленно глядя на белую, еще (НЕ)ЗАНЯТУЮ шрифтом половину
    страницы.
    2) Лиза молчалива, застенчива, (НЕ)ОБЩИТЕЛЬНА.
    3) Птиц гонит на юг (НЕ)НАСТУПАЮЩИЙ холод, а отсутствие корма.
    4) Коту Тимофею (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.
    Ответ: _
  3. Укажите вариант ответа, где в слове пропущена буква Е. Запишите номер ответа.
    1)  пр..обрёл
    2) пр..боростроение
    3)  в галере..
    44)  в здани..
    Ответ: __
  4. Укажите вариант ответа, в котором пишется одна Н.
    Сгорбле(1)ая старушка в шерстя(2)ом платье выдавала потрепа(3)ые телефо(4)ые книги. Ответ: __
  5. Укажите вариант ответа, где в слове пропущена буква Ю. Запишите номер ответа.
    1)  сил..щийся
    2)  (ребята) беспоко..тся
    3)  леч..щий (врач)
    4)  (они) бор..тся
    Ответ: __
  6. Укажите вариант ответа, где должно быть слитное написание. Запишите номер
    ответа.
    1) (в)продолжение часа
    2) поступил так(же)
    3) пошел (на)право
    4) поднялся (на)верх горы
    Ответ: _
  7. Укажите предложение, в котором нужно поставить запятую. Запишите номер
    этого предложения.
    1) На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на
    ожившую сказку.
    2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и
    фонари.
    3) Она была вынуждена надеть старое ситцевое платье.
    4) Молодые зеленые ели радовали глаз экскурсантам и всем посетителям заповедника.
    Ответ: _
  8. Укажите предложение, в котором нужно поставить запятые. Запишите номер
    этого предложения.
    1)  Подъехавшие гости долго любовались на растущий неподалеку дуб.
    2)  Поэту и вся природа кажется разделяющей его переживания.
    3)  Возле вырытой наспех ямы собрались все рабочие и долго обдумывали свои
    дальнейшие действия.
    4)  Звуки скрипки неотчётливо раздававшиеся в сумраке ночи доходили до самой глубины человеческого сердца.
    Ответ: __
    56
  9. Укажите предложение, в котором не нужно ставить запятую. Запишите номер
    этого предложения.
    1)  Зима раскрыла снежные объятья и до весны все дремлет тут.
    2)  Он привык к победам и ему хотелось все новых и новых свершений.
    3)  В глубине сада благоухали цветы и порхали бабочки.
    4)  Старые раны давали о себе знать и Павел согласился поехать в санаторий на
    черноморском побережье.
    Ответ: __
  10. Укажите цифру, на месте которой не должна стоять запятая.
    Зеркало маяка собирало в пучок столько солнечного света (1) что могло сжигать
    корабли (2) которые (3) плыли далеко в море.
    Ответ: __
  11. Укажите цифру, на месте которой должно стоять двоеточие.
    Снег все сильнее засыпал следы путников(1) и всем стало ясно(2) снегопад не прекратится к ночи(3) и обратную дорогу придётся искать с трудом.
    Ответ: __
  12. Найдите предложение, в котором запятая ставится между частями
    сложносочиненного предложения. Запишите номер этого предложения.
    1)  Чтобы почувствовать духовные богатства древней русской литературы, необходимо взглянуть на неё глазами её современников.
    2) Перенесёмся мысленно в начальные века русской истории, в эпоху нераздельного
    существования восточных славян.
    3) Русская земля огромна, и поселения в ней редки.
    4) На огромных просторах люди с особенной остротой ощущали и ценили своё единство, и в первую очередь – единство языка.
    Ответ: __

  1. Еще раз прочитайте текст, помещенный в начале варианта. На его основе дайте развернутый аргументированный ответ на вопрос: «КОГО МОЖНО НАЗВАТЬ НАСТОЯЩИМ ГЕРОЕМ?»
    Приведите два аргумента, подтверждающих ваше мнение: один из прочитанного текста, другой – из собственного опыта (жизненного, учебного, читательского).
    Объем вашего развернутого ответа должен содержать не менее

Наши контакты

Прокрутить вверх